Краткий словарь понятий и терминов Тыла ВС РФ

ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКАЯ СЛУЖБА, разновидность комендантской службы. Организуется на ВАД в целях обеспечения непрерывности руководства дорожным движением, поддержания дисциплины на дорогах, контроля за соблюдением правил движения и мер маскировки, оповещения начальников колонн о радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановке. При организации Д.-к. с. на ВАД назначаются дорожно-комендантские участки. Д.-к. с. осуществляется силами и средствами дорожно-комендантских частей (подразделений) дорожных войск. Основные задачи Д-к.с.: диспетчерский контроль и регулирование движения; защита, охрана и оборона дорожных объектов на ВАД; оказание помощи следующим по ним л/с и технике; своевременная информация органов управления и участников движения о состоянии ВАД и обстановке на них и др. Для решения задач Д.-к.с. развертываются диспетчерские пункты, посты регулирования и пункты обслуживания: продовольственные, заправочные, технические и медицинской помощи, отдыха, обогрева и др.

ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКИЙ УЧАСТОК, участок ВАД, эксплуатируемый силами и средствами дорожно-комендантского подразделения или части. На Д.-к.у. развертываются диспетчерские пункты, посты регулирования и пункты обслуживания. Д.-к.у. оборудуется дорожными знаками и техническими средствами регулирования.

ДОРОЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, комплекс мероприятий, осуществляемый дорожными войсками, по подготовке, эксплуатации, техническому прикрытию и восстановлению ВАД в оперативном и стратегическом звеньях Тыла ВС в целях поддержания их в постоянной готовности для передвижения войск, подвоза материальных средств, эвакуации раненых и больных, техники, вооружения и др. имущества; Д.о. яв­ляется составной частью транспортного обеспечения.

ДИВИЗИОННЫЙ ТЫЛ, части и подразделения тыла, входящие в состав дивизии (отдельные батальоны и роты материального обеспечения с запасами материальных средств, отдельные медицинские батальоны (роты) и санитарно-эпидемиологические лаборатории дивизий). Относится к войсковому тылу.

ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПУНКТ, центр системы диспетчерского управления, где сосредоточивается информация о состоянии производственного процесса, движении транспортных средств и т.д.

ДЕГАЗАЦИОННЫЙ ПУНКТ, место для проведения дегазации и дезинфекции обмундирования, снаряжения и индивидуальных средств защиты. Развертывается вблизи района сосредоточения зараженного имущества или специальной обработки войск.

ДЕГАЗАЦИЯ, разложение ОВ до нетоксичных продуктов и удаление их с поверхностей объектов и местности в целях снижения зараженности до допустимых норм. Производится с помощью специальных технических средств — приборов, комплектов, дегазационных машин с применением дегазирующих веществ, а также воды, органических растворителей, моющих растворов и т.д. Различают частичную и полную Д.

ДЕГАЗИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА, химические средства, которые, активно взаимодействуя с ОВ, превращают их в нетоксичные соединения. Различают Д.в. окислительно-хлорирующего действия (гипохлориты, хлорамины) и щелочные (едкие щелочи, сода, аммиак, аммонийные соли и др.). В качестве растворителей применяются вода и различные органические жидкости (дихлорэтан, трихлорэтилен, бензин и др.).

ДЕЗАКТИВАЦИЯ (дез… и лат. activus — деятельный), удаление радиоактивных веществ с оружия, военной техники, обмундирования, местности, продовольствия и др. зараженных объектов, а также из воды в целях предотвращения заражения л/с. Является частью специальной обработки, может быть частичной или полной. Частичная Д. проводится л/с на зараженной территории или вне ее по распоряжению командиров подразделений и частей своими силами, не прекращая выполнения боевой задачи. Полная Д. осуществляется по решению командиров соединений в том случае, если остаточная зараженность после частичной Д. выше допустимой. Проводится обычно после выполнения боевой задачи или в период затишья в незараженном районе непосредственно в частях и подразделениях или на пунктах специальной обработки. Д. местности проводится путем смывания РВ растворами (водой), снятия зараженного слоя грунта (снега); Д. воды — фильтрованием, перегонкой, а также с помощью ионообменных смол;

Д. продовольствия — путем обработки или замены зараженной тары. Зараженная готовая пища уничтожается.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ (дез… и лат. insectum — насекомое), уничтожение насекомых — переносчиков возбудителей инфекционных болезней. Существуют физические, химические и биологические способы Д. Основным является химический, т.е. обработка инсектицидами.

ДОВРАЧЕБНАЯ (ФЕЛЬДШЕРСКАЯ) ПОМОЩЬ, лечебно-профилактические мероприятия, осуществляемые в целях сохранения жизни раненым и больным, предупреждения осложнений и быстрейшего восстановления их здоровья для возвращения в строй и к труду. Д.(ф.) п. дополняет первую медицинскую помощь, оказывается, как правило, средним медицинским персоналом (фельдшером, медицинской сестрой) в пунктах сбора раненых, на медицинских постах рот, в медицинских пунктах батальона с использованием носимого медицинского оснащения.

ДОКУМЕНТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТЫЛОМ, документы, предназначенные для оформления решений на тыловое обеспечение войск (сил), планирования и постановки задач войскам и учреждениям тыла; разно­видность оперативных (боевых) документов тыла. К ним относятся решения, директивы, приказы и распоряжения по тылу, планы, выписки из планов, рабочие карты и др.

ДОНЕСЕНИЕ, боевой или служебный отчетно-информационный документ, предназначенный для сообщения определенных сведений вышестоящему командиру (начальнику), штабу. В боевой обстановке разрабатываются Д.: боевые, разведывательные, по связи, инженерному и химическому обеспечению, тылу и др. В мирное время могут составляться Д. по мобилизационным вопросам, службе войск, воинской дисциплине, а также по обеспечению вооружением, техникой и др. видам снабжения войск (сил).

ДОРОЖНАЯ СЕТЬ, система взаимосвязанных железных и автомобильных дорог, имеющихся или оборудуемых в определенном районе (полосе местности). Развитость Д.с. характеризуется плотностью (средней протяженностью каждого вида дорог в км на 100 кв.км площади).

ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА, служба Тыла ВС, предназначенная для дорожного обеспечения войск в военное и мирное время.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА, специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог.  Организационно состоят из соединений и различных специализированных частей (железнодорожных корпусов и бригад, мостовых и эксплуатационных железнодорожных полков, отдельных путевых, мостовых, понтонно-мостовых, ремонтных железнодорожных батальонов и др. специализированных частей и подразделений). В мирное время выполняют работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ, находящийся в пункте пересечения или примыкания не менее трех железнодорожных линий комплекс технологически связанных между собой железнодо­рожных станций, главных путей, соединительных и обходных путей, подъездных путей, постов, в пунктах примыкания, путепроводных развязок, ж.-д. линий между собой и с городскими автомагистралями и автодорогами, вокзалов, депо, тяговых подстанций и др. средств транспорта, как правило, является составной частью транспортного узла

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (ВОДНЫЙ) УЧАСТОК, часть ж.-д. (водного) пути с прилегающей к нему местностью (побережьем), обычно ограниченная крупными станциями (портами) и используемая для пропуска, погрузки (выгрузки) и перегрузки воинских поездов и транспортных судов. Характеризуется протяженностью, количеством главных путей (глубиной, шириной судового хода), пропускной, провозной, погрузочной (выгрузочной, перегрузочной) способностью и др.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ — раздельный пункт на железной дороге, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещиванию и обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию железнодорожных составов и технические операции с поездами. На железнодорожной станции выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса и работа по обеспечению движения поездов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, совокупность подвижного состава (паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны, платформы), путей сообщения (железные дороги со всеми ж.-д. сооружениями и устройствами), а также помещений для хранения и переработки грузов, технического обслуживания и ремонта подвижного состава; один из основных видов наземного (сухопутного) транспорта. Используется для массовых перевозок людей и материальных средств в стратегическом и оперативном звеньях тыла. Обладает значительной грузоподъемностью и скоростью. К недостаткам Ж.т. относятся: уязвимость ж.-д. линий, станций, мостов, тоннелей и подвижного состава от различных средств воздействия противника и трудность восстановления разрушенных участков пути и сооружений, обеспечивающих движение поездов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЧАСТОК — часть железнодорожной линии с прилегающей к ней территорией. Через железнодорожный участок организуется пропуск поездов, воинских эшелонов и транспортов с осуществлением погрузки, выгрузки и перегрузки грузов.

ЖИВУЧЕСТЬ (воен.), свойство войск (сил), оружия, военной техники, объектов тыла, транспорта, систем управления и др. сохранять или быстро восстанавливать боеспособность.

Ж. АСУТ, свойство АСУТ, характеризуемое способностью выполнять установленный объем функций в условиях воздействий внешней среды и отказов компонентов системы в заданных пределах.

Ж. системы тылового обеспечения, способность СТО выполнять свои функции по тыловому обеспечению войск (сил) в условиях воздействия противника. Достигается защитой ее элементов от средств поражения противника, эшелонированием частей, соединений и учреждений тыла, приданием его группировкам необходимой автономности, созданием резервов материальных средств, надежной системой транспортных коммуникаций, рассредоточением органов тыла и запасов материальных средств, их маскировкой и защитой от всех видов оружия, подготовленностью системы к восстановлению своей работоспособности и др. (см. также Восстановление боеспособности тыла).

Ж. системы управления тылом, способность системы управления тылом сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия различных средств поражения противника. Одна из основных составляющих характеристик устойчивости СУТ; обеспечивается созданием системы основных и запасных (резервных, дублирующих) пунктов управления, в т.ч. подвижных, их рассредоточением, тщательной маскировкой и размещением в прочных фортификационных сооружениях; применением дублирующих средств и видов связи с организацией прямых, обходных и резервных каналов связи; организацией защиты, обороны и охраны пунктов управления; устройством ложных (имитирующих) элементов системы управления; принятием эффективных мер радиоэлектронной защиты и др. (см. также Восстановление системы управления тылом).

Ж. экономики, свойство экономики сохранять или быстро восстанавливать объем производства продукции производственно-технического и военного назначения, а также предметов потребления в ходе войны или в случаях глобальных стихийных бедствий. Обеспечивается оптимальным и пропорциональным размещением отраслей экономики по регионам и их автономностью, надежной транспортной системой, накоплением запасов сырья и материалов, защищенностью и дублированием экономических объектов, заблаговременной разработкой планов функционирования экономики страны, региона, области, отрасли народного хозяйства в экстремальных условиях.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА,  транспортные предприятия с комплексом технических средств и сооружений (подвижный состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т.п.) для перевозки пассажиров и грузов. Различают Ж.д.: общего пользования (магистральные), подъездные (в т.ч. лесовозные, рудничные и др.) и городские (трамвайные, метрополитены). Используется широкое (в России и в странах СНГ 1520 мм, в др. странах в основном 1435 мм) и узкая (1000, 914, 891, 762 мм и др.) ж.-д. колея.

ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, определенное количество вооружения, военной техники, топлива (горючего), продовольствия, вещевого и ветеринарного имущества и др. материальных средств, содержащихся в государственном резерве, арсеналах, на базах, складах и в др. учреждениях ВС РФ, а также непосредственно в подразделениях (на кораблях). Предназначены для удовлетворения материальных потребностей войск (сил) в мирное и военное время ВС многих государств.

З.м.с. обычно подразделяются: по принадлежности к звену тыла — на стратегические, оперативные и войсковые запасы; по целевому назначению и порядку расхода — на запасы текущего обеспечения (в т.ч. переходящие) и НЗ. См. также Аварийный запас, Выгрузочный запас, Неприкосновенный запас, Подвижные запасы, Путевые запасы.

ЗАПРАВКА, 1) расчетно-снабженческая единица исчисления потребности в топливе (горючем) и обеспеченности им (З. горючего, З. ракеты); 2) процесс заполнения топливом (горючим) баков автомобилей, самолетов, танков и др. военной техники.

З. горючего, количество горючего, вмещающегося в топливную систему машины (агрегата) или обеспечивающее установленный для нее запас хода (время работы). З.г. определяется: для гусеничных машин, колесной военно-инженерной техники и вертолетов — вместимостью основных баков и дополнительных емкостей, конструктивно входящих в их топливные системы; для колесных машин (кроме военно-инженерных) — количеством горючего, обеспечивающим запас хода по основным нормам расхода на установленные приказом МО расстояния; для агрегатов — количеством горючего на установленное время их работы. З.г. соединения, части и подразделения рассчитывается на всю имеющуюся технику в пределах ее штатной численности.

З. ракеты, расчетно-снабженческая единица, определяющая количество жидкого ракетного топлива, вмещающееся в ее топливные баки.

Беспричальная З. кораблей, способ З. кораблей (судов) топливом или водой на рейде без подхода к стенке или причалу. Применяется в условиях необорудованного побережья при отсутствии причальных сооружений на берегу, а также при невозможности для ко­рабля (в виду большой осадки) подойти к берегу. Осуществляется с помощью насосных установок, трубопроводов, раздаточных рейдовых устройств.

Централизованная З., заполнение топливом баков одновременно нескольких самолетов непосредственно на местах их стоянки или на площадках подготовки к полетам, осуществляемое с помощью централизованного заправщика; производится открытым или закрытым способом. Ц.з. позволяет сократить время на подготовку самолетов к вылету, уменьшить количество обслуживающего л/с за счет механизации и автоматизации основных технологических операций З.

Comments are closed.