Учебник военного фельдшера (часть 1)

Под комплектом медицинского имущества (сумкой, аптечкой) под­разумевается совокупность предметов медицинского оснащения, рег­ламентированных по номенклатуре и количеству, размещенных в об­щей укладке и предназначенных для оказания медицинской помощи и

лечения раненых и больных.

В каждый комплект (сумку) медицинского имущества вкладывается опись его содержимого, которая заполняется в соответствии с поясне­ниями, указанными на ее обложке. Опись заводится в одном экземпля­ре при формировании комплекта и хранится при нем постоянно.

Хранение неприкосновенных запасов организуется отдельно от
за­пасов текущего обеспечения. В процессе хранения осуществляются ос­вежение, замена и переконсервация медицинского имущества.
Под освежением неприкосновенных запасов понимается планомер­ная замена медицинского имущества, сроки хранения которого в запасах истекли или истекают, на медицинское имущество свежих сроков изготовления, а устаревших образцов предметов — на новые или более современные их аналоги. Освежение запасов медицинского имущества, как правило, осуществляется в плановом порядке. Для этого ежегодно составляется План освежения и пополнения неприкосновенных запасов медицинского имущества в одном экземпляре, который подписы­вается лицом, ответственным за хранение неприкосновенных запасов и утверждается командиром части.

Освежение неприкосновенных запасов производится за счет: имуще­ства свежих сроков изготовления, поступающего на текущее обеспече­ние; имущества, выделяемого специально для освежения; имущества освежаемого в учреждениях местных органов здравоохранения. В слу­чае невозможности освежения неприкосновенных запасов за счет иму­щества текущего обеспечения и через местные органы здравоохране­ния оно включается в заявку на освежение и пополнение дефектуры ме­дицинского имущества, являющуюся составной частью донесения о наличии, потребности и освежения медицинского имущества неприкос­новенных запасов.

Освежение и пополнение медицинского имущества производится ко­миссией, назначенной командиром части. Работа по освежению и пополнению имущества оформляется актом закладки (освежения) ф.10 и пояс­нительной запиской.

Наркотические лекарственные средства, входящие в состав комплек­тов (сумок, аптечек), в части не хранятся, а содержатся на медицинских складах военного округа и планируются к выдаче частям в особый пе­риод.

В описях комплекта (сумки) и книге учета медицинского имущества по каждому наименованию наркотического лекарственного средства делается отметка: «Хранится отдельно. Акт № _ от «_» ___ _ г».

Учет медицинского имущества неприкосновенного запаса ведется от­дельно от имущества текущего обеспечения. Книга учета ф.26, плани­рующие и отчетные документы, а также материалы инвентаризации ве­дутся в секретном порядке.

Глава 5. Боевая подготовка среднего и младшего медицинского состава

Боевая подготовка личного состава медицинской службы (в последующем — боевая подготовка) — систе­ма мероприятий по его обучению и воинскому воспитанию, слаживанию медицинских подразделений, частей и учреждений в целях поддер­жания высокой боевой готовности и успешного решения задач по ме­дицинскому обеспечению войск в соответствии с их предназначением в

военное и мирное время.

Боевая подготовка в медицинских подразделениях, частях и учрежде­ниях организуется и проводится согласно требованиям уставов, прика­зов и директив министра обороны, наставлений, программ, организаци­онно-методических указаний по подготовке медицинской службы Воо­руженных Сил и других документов.

Боевая подготовка личного состава медицинской службы имеет сле­дующие основные цели:

совершенствование военных и профессиональных знаний, умений и

навыков медицинских специалистов, необходимых им для организации

медицинского обеспечения войск;

изучение современной боевой патологии (этиологии, патогенеза, кли­ники и этапного лечения раненых и больных);

изучение и совершенствование знаний по организации лечебно-про­филактических, лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарно-эпидемиологического надзора и противоэпидемических мероприятий, обес­печения медицинским имуществом войск в современных войнах;

совершенствование полевой выучки (полевая выучка (медицинской службы) является составной частью боевой выучки и представляет комплекс навыков медицинского состава, обученность медицинских подразделений, частей и учреждений, органов управления и их способность организовывать медицинское обеспечение войск в боевой обстановке или выполнять задачи по предназначению) и приобретение практичес­ких навыков в формировании, выдвижении, развертывании, оборудо­вании и организации работы медицинских подразделений, частей и уч­реждений;

изучение поражающих свойств современных видов оружия против­ника, организации работы медицинских подразделений, частей и уч­реждений в условиях применения этого оружия.

Основными задачами боевой подготовки являются:

воспитание обучаемых в духе верности Родине, воинскому долгу и присяге;

обеспечение постоянной высокой боевой готовности медицинских подразделений, частей и учреждений;

совершенствование знаний, практических навыков и умений в выполнении функциональных обязанностей по предназначению;

изучение основ и характера современного боя и операции, действий войск, а также медицинских подразделений, частей и учреждений в боевой обстановке;

воспитание у личного состава медицинской службы высоких морально-психологических качеств;

боевое слаживание (боевое слаживание медицинских подразделений, частей и учреждений — это обучение личного состава медицинской службы согласованным действиям в составе подразделе­ний, частей и учреждений, имеющих целью выработку у него умений и навыков, морально-боевых и психологических качеств, необходимых для четкого выполнения стоящих задач в боевой обстановке) медицинских подразделений, частей и учреждений;

совершенствование практических навыков начальников медицинской службы по управлению подчиненными подразделениями и частями в объеме занимаемой должности и на ступень выше;

специальная подготовка гражданского персонала медицинской службы-выработка навыков по радиационной, химической и биологической защите медицинских частей и учреждений, охране и обороне, а также их подготовке и участии в ликвидации последствий аварий и катастроф.

Основными принципами боевой подготовки являются:

научность обучения;

последовательность и преемственность в организации боевой под­готовки;

создание условий в процессе подготовки, максимально приближенных к боевым;

личное участие командиров (начальников) всех степеней в органи­зации и проведении боевой подготовки;

всестороннее материально-техническое обеспечение мероприятий бо­евой подготовки.

Научность обучения проявляется в правильном определении задач, объема и содержания обучения; в правильном отборе учебного материа­ла, соответствующего современному развитию военного искусства и во­енной медицины и отводимого на обучение времени; в правильном пла­нировании занятий; выборе эффективных форм и методов обучения.

Последовательность и преемственность в организации боевой под­готовки предполагает освоение учебных программ по принципу от про­стого к более сложному. Эту же цель преследует одиночная подготовка личного состава медицинской службы с постепенным переходом к уме­нию выполнять свои обязанности в составе подразделений и частей.

Важным принципом является создание условий в ходе боевой подго­товки, максимально приближенных к боевым. Именно трудности бое­вой действительности закаливают обучаемых, способствуют выработке у них твердых навыков и умений по выполнению поставленных задач в любых условиях боевой обстановки.

Боевая подготовка в медицинской службе планируется и организуется ответствующими начальниками медицинской службы. В округах эта ра5ота организуется отделами (отделениями) организационно-плановы­ми и боевой подготовки медицинской службы. Командиры и начальники медицинских частей и учреждений организуют боевую подготовку в под­чиненных частях и лично проводят командирские, показные, контрольные занятия с офицерами и учения с подразделениями и частями. Командиры /начальники) подразделений непосредственно организуют боевую подго­товку в соответствии с планом боевой подготовки части (учреждения), лично проводят занятия с личным составом подразделений.

Основными составными частями боевой подготовки (в медицинской служ­бе) являются: одиночная подготовка младшего и среднего медицинского пер­сонала, подготовка медицинских подразделений и частей, командирская под­готовка офицеров и прапорщиков, подготовка органов управления.

Одиночная
подготовка имеет целью подготовку молодых специали­стов, назначенных на должности санитаров, водителей-санитаров, са­нитаров-стрелков, санинструкторов, медицинских сестер, фельдшеров и других специалистов для получения ими необходимых знаний, уме­ний и навыков при выполнении своих обязанностей в бою и в повсед­невной деятельности. Как правило, она организуется с прибытием этих специалистов в часть (учреждение) в возможно короткие сроки. Оди­ночная подготовка проводится по решению старшего начальника с уче­том условий деятельности, задач, решаемых частью (учреждением), а также количества специалистов, нуждающихся в подготовке. Для их обучения могут использоваться следующие формы и методы: устано­вочные сборы, беседы (собеседования), инструктаж, индивидуальные занятия и самостоятельная работа. Как правило, этот этап подготовки завершается собеседованиями и принятием соответствующих зачетов.
Подготовка подразделений, частей и учреждений имеет целью зак­репление навыков и умений, полученных в ходе одиночной подготов­ки, изучение в совершенстве штатной техники и аппаратуры, а также обучение личного состава правилам и навыкам действий в составе под­разделений, частей и учреждений. Она оценивается и проводится в ходе плановых занятий, тактико-строевых занятий, тренировок (тренажей), тактико-специальных учений.

Командирская подготовка — система учебных мероприятий, прово­димых с целью совершенствования знаний и навыков офицеров, прапорщиков и сержантов (командиров медицинских подразделений) медицинской службы.

Подготовка органов управления (медицинской службы) — обучение личного состава и подразделений органов управления медицинской службы по руководству подчиненными подразделениями и частями в мирное и военное время. Она включает индивидуальную подготовку офицеров, пол готовку подразделений органа управления (отделов, отделений, служб и т.д.), слаживание органа управления в целом.

Для успешного решения задач боевой подготовки необходимо чтобы офицеры, прапорщики, гражданский персонал, привлекаемые для проведения занятий, знали основы военной педагогики и психологии, про­являли целеустремленность в обучении подчиненных, вели борьбу со вся­кого рода послаблениями и упрощениями.

При обучении личного состава необходимо создавать логическую пос­ледовательность от известного к неизвестному, от простого к более слож­ному. Обучение должно проводиться в классах, в поле, на незнакомой я малоизученной местности, на учебных, тактических полях и полигонах, В практику обучения целесообразно вводить элементы внезапности, опас­ности и риска, требующие психического и физического напряжения, не­обходимость преодолевать различные трудности и лишения.

Первичная подготовка среднего медицинского персонала (фельдше­ров, медицинских сестер, лаборантов и др.) медицинских подразделении, частей и учреждений осуществляется в специальных медицинских учреж­дениях Министерства здравоохранения (училищах). С прибытием их в войска (при приеме на работу в военно-медицинские учреждения) орга­низуется их подготовка в военно-учебных заведениях (интернатурах во­енных округов) или непосредственно на базе крупных учреждений (гос­питалей, санитарно-эпидемиологических отрядов). Программы такой доподготовки разрабатываются медицинской службой военного округа и могут быть рассчитаны, в зависимости от специальности, на 1-3 мес. В этот период с обучаемыми изучаются вопросы организации военно-ме­дицинской службы мирного и военного времени, основы медицинского обеспечения в различных видах боевых действий, а также основы воен­но-полевой хирургии, военно-полевой травматологии, военно-полевой терапии и др. При этом не менее 2/3 учебного времени должно отводить­ся на подготовку по военно-специальным вопросам.

Кроме того, с обучаемыми изучаются и отрабатываются навыки и при­емы по радиационной, химической и биологической защите, изучаются тех­нические средства военно-медицинской службы (по специальности) и пра­вила пользования ими, методика проведения занятий с личным составом, а также с больными по военно-медицинской подготовке и др. вопросы.

Завершается доподготовка принятием экзамена по военно-специальной дисциплине с выдачей документов установленного образца (справки).

В последующем подготовка среднего и младшего медицинского персо­нала осуществляется в ходе плановых занятий и учений, а также путем са­мостоятельной работы. Плановые занятия проводятся по специально раз­работанным программам подготовки среднего и младшего медицинского состава и в соответствии с указаниями начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) военного округа. При этом подготовка фельдшеров (прапорщиков) частей и соединений проводится под руководством начальника медицинской службы соединения по Программе командирской подготовки прапорщиков на учебных сборах продолжительность пять суток (по одному в каждом периоде обучения) или на одном десятидневном учебном сборе в течение года. Такие программы включают в себя все предметы обучения (в т.ч. тактико-специальную, специаль­ную огневую, строевую, техническую подготовку, радиационную, хими­ческую и биологическую защиту, уставы и другие предметы).

Подготовка прапорщиков медицинских частей и учреждений проводят­ся также по данной программе. Однако в связи с малой численностью этих категорий медицинских работников сборы с ними целесообразно проводить в масштабе гарнизона под руководством начальника медицинской службы гарнизона.

Подготовка гражданского среднего медицинского персонала (меди­цинских сестер, лаборантов, зубных техников и пр.) лечебно-профилак­тических учреждений организуется по Программам подготовки средне­го медицинского персонала. Как правило, они обучаются по тактико-специальной, специальной, технической подготовке и радиационной, химической и биологической защите. Занятия планируются продолжи­тельностью не менее 4 ч в месяц.

Для изучения новых методик диагностики, лечения, освоения смеж­ных специальностей все средние медицинские работники не реже одно­го раза в пять лет должны повышать свою квалификацию на базе ин­тернатуры или крупного лечебного учреждения округа.

Первичная подготовка санитарных инструкторов осуществляется в учеб­ных центрах по подготовке младших медицинских специалистов в течение 5 мес. На комплектование учебных подразделений направляется молодое пополнение, поступившее в войска, по планам организационно-мобили­зационного управления округа. Подготовка курсантов осуществляется под руководством командиров учебных подразделений (взводов). Курсанты обучаются по тактико-специальной, специальной, физической, огневой, строевой, технической, общественно-государственной подготовке, осно­вам анатомии и физиологии человека, основам лекарствоведения, осно­вам военной гигиены и эпидемиологии, десмургии и другим предметам обучения. В ходе и после обучения они сдают установленные зачеты и эк­замены и получают квалификацию санитарного инструктора, о чем дела­ется отметка в военном билете. Подготовка санитаров (санитаров-стрелков) проводится по специально разработанным программам на сборах, вторые проводятся с прибытием молодого пополнения в войска.

Comments are closed.