Учебник военного фельдшера (часть 1)

В ходе плановых занятий медицинский персонал подразделений обуча­ется в составе своих подразделений. Основным содержанием боевой подготовки в этот период является боевое слаживание подразделений. При этом для подразделений полного состава, укомплектованных только во­еннослужащими по контракту, или смешанного комплектования (по контракту и призыву) при условии укомплектованности подразделений военнослужащими по контракту на 50% и более на слаживание отделения от­водится 1,5 мес., взвода — 2 мес., роты — 3,5 мес., батальона — 2 мес. Для подразделений, укомплектованных только военнослужащими по призыву или смешанного комплектования, при условии укомплектованности под­разделений военнослужащими по призыву более чем на 50% на слажива­ние отделения отводится 1 месяц, взвода -1 мес., роты -1,5 мес., батальона -1 мес. В частях сокращенного состава, а также в частях полного состава с укомплектованностью личным составом менее 50% от штата мирного вре­мени (и занимающихся 8 дней в месяц) в течение каждых
5 месяцев проводится совершенствование одиночной подготовки и слаживание отделения (взвода). При этом на одиночную подготовку по специальности отводятся первые два месяца каждого периода обучения (декабрь-январь и июнь-июль), на слаживание отделения отводится 1 мес., взвода — 1,5 мес.
Во всех случаях штабом части планируется индивидуальная подго­товка (по 1-2 дня в мес.) с медицинским составом подразделений под руководством начальника медицинской службы части. По опыту более целесообразно проводить такие занятия накануне полевых выходов.

Основными формами обучения медицинского состава являются груп­повые занятия (упражнения), летучки, практические и методические за­нятия, семинары, тренажи. Знания и навыки личного состава медицин­ской службы совершенствуются в ходе тактико-строевых и тактико-спе­циальных занятий, тактико-специальных и командно-штабных учений, учений с войсками и путем самостоятельной работы.

Групповые занятия (упражнения) проводятся, как правило, на мест­ности и технике методом решения задач, упражнений, производства расчетов, изучения комплектно-табельного оснащения подразделений, частей и учреждений медицинской службы.

Летучки проводятся по отдельным вопросам медицинского обеспе­чения в боевых действий для проверки знаний командиров медицинс­ких подразделений в самостоятельном и быстром анализе обстановки, принятии решения, четкой и грамотной постановке задач подчиненным. Летучки проводятся в классе или в поле. В ходе занятий отрабатывает­ся один-два вопроса, обучаемый выступает в роли одного должностно­го лица.

Практические занятия проводятся в лечебно-диагностических и фун­кциональных отделениях и кабинетах, учебных классах, в поле и пар­ках с использованием больных (условнобольных), имитационных тало­нов, первичных медицинских карточек и другой медицинской докумен­тации, комплектно-табельного оснащения и медицинской техники.

Семинарские занятия проводятся в составе подразделения (учебной группы) по наиболее сложным предметам программы. Занятие должно обеспечивать живое и творческое обсуждение рассматриваемых вопросов.

Лекции по общим вопросам могут читаться для всех категорий медицинского состава (врачебного или среднего персонала) или отдельно для различных учебных групп.

В лекции должны раскрываться сложные теоретические вопросы, новые положения уставов и других руководящих документов. На лекции широко используются учебно-наглядные пособия, кинофильмы, диафиль­мы, схемы и т.д.

Тренажи (тренировки) имеют целью закрепление полученных приемов и навыков. Они могут проводиться во внеурочное, специально отведен­ное для этих целей время, а также в ходе занятий по боевой подготовке под руководством непосредственных командиров (начальников). Этот метод широко практикуется для освоения и отработки нормативов по различным предметам боевой подготовки. При подготовке к занятиям руководителями занятий разрабатываются необходимые учебно-методи­ческие материалы, которые утверждаются старшим начальником. При подготовке к лекции разрабатывается план чтения лекции (приложение 2), при подготовке к практическому занятию разрабатывается методи­ческая разработка (приложение 3), к семинарскому занятию разрабаты­вается план семинара (приложение 4). Как правило, учебный период (учеб­ный год) завершается проведением тактико-специальных учений. Учения являются основной формой полевой выучки личного состава медицинс­кой службы и позволяют наиболее эффективно готовить его к выполне­нию задач по медицинскому обеспечению войск в ходе боевых действий.

С медицинскими подразделениями, частями и учреждениями прово­дятся тактико-специальные, с органами управления — командно-штабные учения. Кроме того, они участвуют в общевойсковых тактических и ко­мандно-штабных учениях с войсками.

Учения организуются в соответствии с требованиями приказов ми­нистра обороны, организационно-методических указаний по подготовке медицинской службы, наставления по организации и проведению об­щевойсковых тактических учений и командно-штабных учений на мес­тности, программ боевой подготовки.

На учениях должна создаваться сложная, динамичная и поучительная оперативно-тыловая и медицинская обстановка, характерная для совре­менного боя, включающая элементы внезапности и повышенной опаснос­ти, требующая от начальников принятия самостоятельных решений, а при необходимости — оправданного риска.

Обучаемые медицинские подразделения и части выводятся на учения, как правило, в полном составе с положенным штатным вооруже­нием, техникой и имуществом.

Продолжительность учения определяется его темой, а также временем, необходимым для достижения поставленных учебных целей и от­работки вопросов выхода в исходный район и возвращения в пункты постоянной дислокации, и, как правило, может составлять: для меди­цинских пунктов полков 1-2 сут, отдельных медицинских батальонов дивизий (медицинских рот), военно-медицинских учреждений 3-4 сут.

Успешному решению задач боевой подготовки способствует ее все­стороннее материально-техническое обеспечение. Целью его является создание современной учебно-материальной базы, соответствующей за­дачам и программам боевой подготовки.

Учебно-материальная база (медицинской службы) представляет со­вокупность материальных и технических средств, используемых для обучения и воспитания личного состава медицинской службы. Она включает все имеющиеся на оснащении оборудование, аппаратуру и специ­альную технику, а также специально изготовляемое учебное оборудо­вание и оснащение, учебные классы, полигоны, городки. Для проведе­ния плановых занятий и сборов в подразделениях и частях медицинс­кой службы оборудуются классы.

Согласно требованиям руководящих документов медицинская служ­ба должна иметь следующие классы:

класс военно-медицинской подготовки; создается в каждой отдельной части для проведения занятий с личным составом по военно-медицинс­кой подготовке;

класс специальной подготовки медицинского состава; создается в каждом медицинском пункте (медицинской роте) полка (бригады) и предназначен для занятий по специальной подготовке с личным соста­вом медицинской службы;

класс специальной подготовки по военно-медицинской службе; со­здается в каждом отдельном медицинском батальоне, военном госпи­тале, поликлинике, санитарно-эпидемиологическом отряде для занятий по специальной подготовке с личным составом медицинской службы учреждения;

класс специальной подготовки по медицинскому снабжению; созда­ется в каждом медицинском складе для проведения занятий с личным составом склада.

В учебном центре создаются классы для подготовки санитарных ин­структоров (класс тактической и тактико-специальной подготовки млад­ших специалистов медицинской службы; класс основ анатомии и физи­ологии человека; класс основных болезней и ухода за ранеными, лекар­ствоведения; класс первой помощи).

Для закрепления практических навыков по оказанию медицинской по­мощи, а также для изучения и усвоения правил и приемов действий на поле боя в каждом соединении создается учебное поле медицинской службы.

Глава 6. Военно-медицинская подготовка личного состава Вооруженных Сил

Военно-медицинская подготовка является одним из предметов обу­чения, предусмотренных программами боевой подготовки войск. Зада­чи обучения по военно-медицинской подготовке состоят: в изучении правил личной и общественной гигиены, наиболее характерных при­чин и признаков ранений, травм, острых отравлений и поражений, тре­бующих оказания неотложной медицинской помощи, порядка и спосо­бов оказания первой помощи раненым и больным; в привитии умений в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлени­ях и поражениях с использованием табельных и подручных средств.

Тематика военно-медицинской подготовки включает:

ознакомление со строением важнейших систем организма человека (кро­вообращения, дыхания, пищеварения), с нарушениями функций и повреж­дениями их систем, требующими неотложной медицинской помощи;

изучение индивидуальных и коллективных средств защиты и оказа­ния помощи, их предназначения и правил пользования ими;

обучение правилам и способам временной остановки
кровотечения, неотложным противошоковым мероприятиям, оказанию неотложной медицинской помощи при переломах костей, вывихах в суставах, в т.ч. наложению шин и иммобилизации суставов с использованием табель­ных и подручных средств;
обучение правилам и способам наложения первичных повязок при по­вреждениях головы, шеи, груди, живота, верхних и нижних конечностей;

изучение особенностей оказания первой помощи при поражениях ядерным и химическим оружием, порядка и правил использования та­бельных средств медицинской защиты;

ознакомление с причинами, признаками, условиями распростране­ния и мерами предупреждения некоторых инфекционных заболеваний в войсках и мероприятиями противоэпидемической защиты войск, с основами гигиены питания, водоснабжения, размещения войск.

Тематика военно-медицинской подготовки разработана на весь учеб­ный год продолжительностью 10 мес. и предусматривает проведение занятий с различными категориями военнослужащих, проходящими военную службу по призыву и по контракту 1-го года службы, по кон­такту — 2 и 3 годов службы, по контракту — 4 и 5 годов службы.

Планирование военно-медицинской подготовки военнослужащих осу­ществляется штабом — в полку (бригаде) — в плане боевой подготовки на Учебный год, в батальоне — в плане боевой подготовки на период обучения. В роте военно-медицинская подготовка включается в расписание занятий на неделю. В нем указывается тема, день, часы и руководители занятий. Темы военно-медицинской подготовки из ротного расписания доводятся до руководителя занятия не позднее пятницы каждой недели

Кроме того, темы военно-медицинской подготовки отражаются в ме­сячных планах работы медицинской службы.

Знания, умения и навыки военнослужащих по военно-медицинской подготовке совершенствуются и наращиваются при изучении предмета обучения «Радиационная, химическая и биологическая защита». Для про­ведения занятий по военно-медицинской подготовке привлекаются ме­дицинские работники. Например, для ознакомления с поражающими свойствами биологического оружия, обучения правилам пользования индивидуальными медицинскими средствами защиты.

Для проведения плановых занятий по военно-медицинской подго­товке, самостоятельной подготовке личного состава, инструкторско-методических занятий в каждой части оборудуется класс военно-медицин­ской подготовки, создаются переносные учебные стенды (планшеты) для занятий вне части (в учебном центре, на полигоне) с иллюстрирован­ными материалами, укладки с табельными и подручными средствами, используемыми при оказании первой помощи.

Для практической отработки на занятиях приемов первой помощи в части изготавливаются матерчатые бинты, позволяющие их многократ­ное использование. Перед изучением каждой новой темы с руководителя­ми проводится инструктивно-методическое занятие. На нем разбираются содержание учебных вопросов, методика их отработки и материальное оснащение. Для проведения занятий руководитель разрабатывает план-конспект, утверждаемый начальником медицинской службы части. Перед практической отработкой приемов по оказанию медицинской помощи все обучаемые делятся на две группы: условнораненые и оказывающие помощь. После усвоения приема участники занятия меня ролями. В часы само­подготовки под руководством санитарных инструкторов, командиров от­делений производятся тренировки в выполнении приемов в установлен­ное нормативом время. При организации военно-медицинской подготов­ки следует помнить, что условия обучения должны приближаться к бое­вым. Поэтому занятия по соответствующим темам Программы боевой под­готовки необходимо проводить в поле. Занятия на местности позволяют отработать способы приближения к раненому, оказания помощи в поло­жении лежа, приемы оттаскивания, переноски раненого, его укрытия.

Учет занятий и контроль за ходом военно-медицинской подготовки, подготовкой руководителей, качеством и своевременностью проводи­мых занятий осуществляет начальник медицинской службы части или один из врачей по его поручению.

Оценка знаний личного состава по военно-медицинской подготовке включается в планы инспектирований (проверок) боевой подготовки подразделений, частей и соединений (учреждений) и осуществляется в соответствии с действующими нормативами.

Глава 7. Пропаганда медицинских знаний, здорового образа жизни

Пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни является одним из направлений деятельности медицинской службы, представля­ющим собой систему мероприятий, направленных на повышение уровня медицинской культуры военнослужащих, гражданского персонала ВС, членов семей военнослужащих.

Основными задачами медицинской службы по этому направлению деятельности являются:

пропаганда законодательства РФ по вопросам здравоохранения в стране;

пропаганда медицинских знаний; пропаганда здорового образа жиз­ни, мобилизация личного состава на сознательное выполнение требо­ваний уставов, приказов, руководств, направленных на сохранение и укрепление здоровья и физического развития личного состава;

совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее це­ленаправленность, плановость и непрерывность проведения. Она плани­руется на год (по периодам обучения войск), на каждый месяц и согласу­ется с командованием.

Тематика пропаганды медицинских знаний, здорового образа жизни определяется: задачами войск (сил), временем года, контингентом обучае­мых, особенностями военного труда, краевой патологией, заболеваемос­тью личного состава, санитарным состоянием части , учреждения; в лаза­ретах, госпиталях и санаториях — профилем медицинского подразделения, составом больных и требованиями лечебно-охранительного режима.

Пропаганда медицинских знаний, здорового образа жизни прово­дится с широким использованием средств массовой информации — пе­чати, радио, телевидения и др., во всех медицинских подразделениях, частях (на кораблях), учреждениях она является служебной обязаннос­тью всего медицинского состава. В целях привлечения медицинского состава к участию в этой работе устанавливается обязательный мини­мум рабочих часов для различных категорий (количество часов в ме­сяц): для начальников медицинской службы части, соединения, объеди­нения, начальников (командиров) медицинских учреждений (частей) и их заместителей — 2 ч; для врачей профилактического профиля и врачей войскового звена — 4-6 ч; для врачей лечебно-диагностических подраз­делений — 2 ч; для среднего и младшего медицинского персонала — 4 ч.

Организационно-методическое руководство пропагандой медицин­ах знаний, здорового образа жизни осуществляет Главное военно-медицинское управление Министерства обороны и методические бюро при начальниках медицинской службы видов Вооруженных Сил, военных округов в соответствии с действующим положением. Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по про­паганде медицинских знаний, здорового образа жизни Военно-медицин­ского музея Министерства обороны.

Для наиболее эффективного проведения пропаганды медицинских зна­ний, здорового образа жизни должны быть широко использованы универ­ситеты и факультеты здоровья, организуемые медицинской службой при окружных (гарнизонных) домах офицеров и клубах частей (соединений).

Comments are closed.